Обзор фильма «Оппенгеймер»
Два ярких кинематографических хита этого лета - романтическая комедия «Барби» и биографическая драма «Оппенгеймер», поразительно играют с ожиданиями зрителей, и на самом деле оказываются совсем не такими, какими могли показаться на первый взгляд. Если первый фильм оказался великолепным представителем жанра каминг-оф-эйдж, то второй превратился в монотонное, но захватывающее кино о рождении звезды смерти, предназначенной унести с собой десятки тысяч невинных жизней.
Роберт Оппенгеймер - выдающийся физик, мыслитель и социофоб, полностью преданный своему делу - оказал неподдельное вдохновение для режиссера Кристофера Нолана. Нолан, будучи сторонником классического подхода в эпоху высоких технологий, до сих пор снимает на пленку и настойчиво отвергает использование компьютерной графики (CGI). Его кинематографическая вселенная никогда не допускает сосуществования нескольких гениев, и поэтому автобиографическую книгу «Триумф и трагедия американского Прометея», лежащую в основе сценария «Оппенгеймера», он решил адаптировать сам.
Фильм начинается с нелинейного рассказа о жизни Роберта Оппенгеймера (сыгранный Киллианом Мёрфи), где зритель увидит его многообразные роли: от прилежного студента престижного Гетеборгского университета до преподавателя физики в Беркли, от руководителя Манхэттенского проекта до непостоянного любовника и неверного мужа, от всенародного героя до предателя родины. В конце концов, он окончательно разочаровывается в своей жизни.
Затем следует более захватывающая часть фильма, где рассказывается о создании атомной бомбы. Зрителю показаны ожесточенные притирки талантливых физиков-ядерщиков и оживленные споры великих умов в большом квадратном кабинете, где они носят безликие серые костюмы. Некоторые известные звезды Голливуда сделали свои камео-появления в этой части фильма, придавая ей особую привлекательность.
Фигура Оппенгеймера в визуальном изображении Нолана может показаться противоречивой, но на самом деле ему уделяется лишь немного времени. В фильме «Оппенгеймер» действие постоянно перемещается во времени, переходя от прошлого к будущему и обратно, и жизнь великого физика представлена фрагментарно - через яркие, но слегка приглушенные воспоминания на фоне осенних пейзажей и просторных серых лабораторий.
Хотя Нолан стремится избежать прямого цитирования «Википедии», он неизбежно использует характерные элементы жанра байопика, выделяя некоторые части жизни главного героя и игнорируя другие. В то же время, он экономит на женских персонажах, таким образом, персонаж Китти Оппенгеймер (сыгранная Эмили Блант), с постоянной проблемой алкоголя, появляется на экране всего лишь на 15 минут, а Джин Тэтлок (сыгранная Флоренс Пью), постоянно обнаженная, даже меньше. Тем не менее, чувство собственного превосходства Оппенгеймера и его рефлексивный образ мышления передаются в кадре точно и безошибочно. В значительной степени это достигается благодаря убедительной и захватывающей актерской работе Киллиана Мёрфи, который словно создан для игры психопатических личностей.
Без сомнения, Роберт Оппенгеймер был человеком, страдающим от ментальной нестабильности, и несмотря на старания Нолана морально оправдать главного героя, это вызывает сомнения. В качестве «злодея» противопоставленного «гению» Оппенгеймеру, режиссер выдвигает американского бизнесмена Льюиса Штраусса (замечательно исполненного Робертом Дауни-младшим в одной из своих лучших ролей), чье видение отображается в черно-белых кадрах.
Однако Нолану не удается достичь уровня противостояния, сравнимого с тем, что было в «Престиже», где двое явно амбициозных мужчин раскрывали свои темные стороны. В «Престиже» у персонажей Кристиана Бейла и Хью Джекмана было достаточно места для развития и раскрытия их характеров, в то время как «Оппенгеймер» иногда напоминает большую голливудскую коммуналку, где время в кадре ранжируется по степени известности актера. Например, Нату Вулфу и Джеку Куэйду достается лишь фоновая массовка, Мэттью Модайну и Гэри Олдману - пара кратких, но сильных монологов, а Дэйну ДеХаану и Рами Малеку уделяется заметное количество времени, хотя их персонажи кажутся относительно несущественными.
В фильме, несомненно, бескомпромиссно много времени уделяется атомной бомбе, вокруг которой ведутся все разговоры, а также музыке композитора Людвига Йоранссона (известного по работе над «Доводом» и «Мандалорцем»), которая создает захватывающее ощущение нарастающего напряжения. Однако, неожиданно для блокбастера лета, в фильме отсутствует экшен-сцен. Единственное исключение составляет пугающе немая сцена первого ядерного испытания «Штучки», за которой неминуемо последуют сбросы «Малыша» и «Толстяка» на японские города Хиросиму и Нагасаки.
Однако Нолан осознанно решает не показывать эту часть истории на экране, отказываясь превращать главную трагедию Второй мировой войны в яркий кинематографический аттракцион. Он предпочитает оставить эти события за кадром, чтобы не размывать важность и серьезность этого исторического момента. Таким образом, фокус остается на атомной бомбе и ее создании, а зритель может лишь представить масштаб и последствия тех событий, которые остаются за пределами кадра.
В контексте интернет-феномена «Барбигеймера», фильм Кристофера Нолана представляет собой мрачную версию Kenworld, где группа параноидальных мужчин сражается между собой, стремясь уничтожить друг друга морально и физически. В условиях радикального патриархата, разум приводит лишь к самоуничтожению, а мир превращается в тревожную и беспокойную воронку. В явном отличии от «Барбилэнда», который создан в духе радости и доверия, «Оппенгеймер» является его идеальным антиподом. Фильм создан в обстановке дефицита любви, доверия и розовых очков.
Можно, конечно, смотреть «Оппенгеймер» и без присутствия трех указанных составляющих, но в целом, это может не представлять большого интереса. Фильм оставляет ощущение тяжести и серьезности, что делает его менее привлекательным для тех, кто ищет яркие и радостные впечатления.